Интервью с Анатолием Зубашевым, директором ООО «Теком», опубликованное в журнале Russian Business Guide (#28 December 2018)
Итоги первых шести месяцев 2018 года показали, что впервые в истории Россия продает больше услуг в сфере IT, чем покупает. Российские специалисты в области информационных технологий активно продвигают на зарубежных рынках свои разработки. В их числе и сотрудники нижегородской IT-компании «Теком», ставшей в 2017 году лауреатом «Золотого Меркурия» - Национальной премии в области предпринимательской деятельности в сфере международного сотрудничества.
«Теком» уже отметил свое 25-летие. Как и многие IT-компании, возникшие в 90-е годы, он фактически вырос из науки - его создали Сергей Крысов и Евгений Щемелев, тогда молодые преподаватели Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, которых поддержал профессор Владимир Крылов из нижегородского политеха.
Основатели «Текома» предугадали тренд на цифровизацию и стали использовать цифровые методы для телекоммуникаций, а позднее и для телерадиовещания. Сегодня «Теком» предоставляет услуги внедрения и интеграции коробочных и индивидуальных решений для ведущих отечественных и зарубежных компаний в сферах телерадиовещания и телекоммуникаций. В компании работают около двухсот человек. Большая часть – сотрудники, занятые в головном офисе в Нижнем Новгороде, а также в инженерных центрах в Арзамасе (Нижегородская область) и в Саранске (Республика Мордовия). У компании есть представительство в США в городе Мельбурн, штат Флорида.
О реалиях и перспективах развития современного отечественного IT-бизнеса, а также об экспорте IT-услуг на глобальный рынок мы беседуем с директором компании «Теком» Анатолием Зубашевым.
– Исторически так сложилось, что мы выбрали для себя нишу, в которой с течением времени усиливаем свои позиции. Более 25 лет мы профессионально развиваемся в сферах телекоммуникаций и телерадиовещания. Некоторые компании стараются захватывать как можно больше новых направлений, но это не всегда оправданно. У компании «Теком» другой путь — мы признанные эксперты в выбранной области, нас знают и ценят крупнейшие российские и зарубежные телеком-операторы и телеканалы.
Может быть, секрет долголетия в том, что мы сразу же вышли на международный рынок, выполняли проекты в разных частях света. И если в каком-то регионе ситуация складывалась не слишком благополучно и не было возможностей для развития, всегда оставались другие, в которых положение было стабильнее.
Наш первый заказчик – американская корпорация Harris. С ней мы научились тому, что сейчас практикуем и с ее компаниями-последователями, образовавшимися в результате разделения (Imagine Communications, GatesAir), и с другими клиентами. Мы с ними плывем в одной лодке.
– Не совсем так. Мы начинали работать с уже упомянутой компанией Harris Corporation одновременно и в том, и другом направлении. Обе сферы очень широкие. Мы занимаемся практически всем, что связано с передачей сигнала и системами автоматизации. Наши инженеры принимали участие в формировании стандарта нового поколения ATSC 3.0, который стал грандиозным прорывом телевизионных технологий в США.
– Да, все верно. Мы начинали как сервисная компания. Естественно, со временем появлялись мысли о своих проектах, которые обычно росли из уже имеющихся наработок. Так, в стенах «Текома» в результате реализации систем мониторинга для крупных федеральных телеканалов родился продукт Qligent – решение для контроля качества медисервисов и доставки контента, а позднее – дочерняя компания «Кьюлиджент.РУ». Мы увидели, что продуктом интересуются, поэтому приняли решение развивать это направление отдельно.
– В 2015 году совместно с АНО «ТВ-Новости» (зрителям этот телеканал известен как Russia Today или RT) мы стали лауреатами премии имени Владимира Зворыкина, которую учредила Национальная Ассоциация Телевещателей. Престижная награда присуждена за создание облачного сервиса мониторинга телевизионных программ на базе продукта Qligent, позволяющего оценить качество интернет-вещания RT в любом уголке планеты.
Сейчас мы активно выводим на рынок систему контроля качества медиа файлов, которую назвали Orbox. Тема соответствия медиафайлов (по параметрам аудио, видео и метаданных) техническим требованиям вещателей актуальна всегда, поэтому мы видим серьезный потенциал в развитии этого направления.
– Я уже говорил, что мы продолжаем большей частью оставаться сервисной компанией. Успешных сервисных разработок у нас не одна сотня. А если мы имеем ввиду продукты, то все они по-разному выходят на рынок. Проект ХэндиФокс, который вообще никак не связан с телекоммуникациями и телерадиовещанием, коммерчески успешен. Это мобильное приложение для инвентарного учета и продаж появилось из сервисной разработки для американского заказчика. Сейчас мы продвигаем его в странах Северной Америки и не только – везде, где распространена бухгалтерская программа QuickBooks, с которой он тесно связан.
Мы разработали решения LA Production и LA Playout из семейства профессиональных приложений Loudness Analyzer для анализа и нормализации громкости медиа файлов и оперативного контроля громкости эфира. Изначально они набирали популярность в своем сегменте, что связано с поправками к закону «О рекламе», которые вступили в силу в 2015 году. Сейчас же ситуация вокруг темы с громкостью немного успокоилась, поэтому спрос на продукты стал меньше.
– У нас много заказчиков из Европы, Северной Америки, Азии. Мы посещаем отраслевые выставки по всему миру: IBC (Амстердам), NAB Show (Лас-Вегас), Broadcast Asia (Сингапур).
Наши продукты успешны на глобальном рынке, потому что, как это ни парадоксально, мы во многих отношениях действуем как стартап. Да, компании уже 26 лет, но многие наши решения относительно молоды. Также у нас не такое огромное количество клиентов, как, например, у гигантов индустрии. Поэтому нам удалось сохранить гибкость: мы оперативно отвечаем на запросы заказчиков, способны даже вне рамок дорожной карты представить кастомизированное решение.
– С одной стороны, телевизионная индустрия достаточно консервативна, поэтому многие новые технологии не находят применения – зачем менять то, что исправно работает. С другой — прогресс не стоит на месте.
Я бы выделил три основных направления. Конечно же, продолжится постепенный переход с SDI на IP. Недавно совместно с «Корпорацией ДНК» для конечного заказчика «СТС-Медиа» мы выполнили проект для нового технического телевизионного комплекса. В нем как раз был реализован мониторинг сигналов на студии, распространяемых по технологии SDI over IP. Считаю, что будет популярна виртуализация – с её помощью, кстати, переход на IP осуществляется проще. Наконец, модели SaaS (Software-as-a-service) получат ещё более широкое распространение.
– Можно сказать, что «Теком» — это «кузница кадров». Мы привлекаем много студентов старших курсов местных вузов, которые проходят у нас практику. После выпуска из университетов они приходят к нам работать, и мы растим из них инженеров. Главное преимущество для молодых и начинающих – это возможность сразу же глубоко развиваться в сложных проектах. Много сотрудников компании работают над проектами для зарубежных рынков, поэтому командировки за границу у нас не редкость.
Я сам пришел в компанию в качестве студента-стажера в 2006 году. Вскоре получилось так, что открылся новый проект. Меня перевели в инженеры, и я уехал работать в Штаты на три месяца. Ну а дальше поднимался по карьерной лестнице, участвуя в разных проектах: стал помощником руководителя, руководителем проекта и постепенно дошел до той позиции, которую занимаю сейчас.
– В наших планах дальнейшее наращивание экспертизы. В ближайшей перспективе мы продолжим развиваться в области заказных разработок. Может быть, это не самая лучшая метафора для IT-бизнеса, но хотелось бы, чтобы компания воспринималась заказчиками как «известное ателье». У клиентов должна быть уверенность в том, что мы те самые ребята, способные предоставить уникальный сервис и разработать продукт, который решит конкретные задачи бизнеса.